Учитесь
по-другому

Вводное занятие по литературе
Давай проверим твои знания?
Система стихосложения. Стихотворные размеры.
Тема 1: Задание № 8 из ЕГЭ
ЗАБЕРИ ШПОРЫ
Для закрепления распечатай шпоры и поглядывай на них
ПОГНАЛИ :)
Задание 1
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

“Парус” Лермонтов

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Задание 2
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

“Бесы” Пушкин

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Задание 3
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

“Тройка” Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед? ..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
Задание 4
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

“Пусть я и жил, не любя…” Блок

Кто бы ни звал — не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность —
И, замыкаясь, молчу.
Задание 5
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

“Мороз, Красный нос” Некрасов

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Задание 6
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

«Интеллигенция была моим народом…» Слуцкий
Интеллигенция была моим народом,
была моей, какой бы ни была,
а также классом, племенем и родом –
избой! Четыре все её угла.
Задание 7
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

«Это утро, радость эта» Фет
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Род и жанр литературного произведения
Тема 2: Задания 1, 4 и 7.
ЗАБЕРИ ШПОРЫ
Для закрепления распечатай шпоры и поглядывай на них
ПОГНАЛИ :)
Задание 1
Укажите род литературы, к которому относится произведение В. В. Маяковского:

Тщетно отчаянный ветер
бился нечеловече.
Капли чернеющей крови
стынут крышами кровель.
И овдовевшая в ночи
вышла луна одиночить.
Задание 2
К какому жанру относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»?
Задание 3
К какому роду литературы относится произведение Е. А. Баратынского?

* * *
Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытиё:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
Задание 4
К какому жанру драматургии относится пьеса Н. А. Островского «Гроза»?
Задание 5
Назовите род и жанр произведения «Отцы и дети» И. С. Тургенева (свой ответ пишите через запятую).
Задание 6
Прочитайте отрывок. Определите род и жанр этого литературного произведения.

«На бумажке половой, спускаясь с лестницы, прочитал по складам следующее: “Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям”. Когда половой все еще разбирал по складам записку, сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных.»
Задание 7
Прочитайте отрывок. Определите род и жанр этого литературного произведения.

«Костылев. Ш-ш! Не сердись, Вася... Часы, — они...
Сатин. Краденые...
Костылев (строго). Я краденого не принимаю... как ты можешь...
Пепел (берет его за плечо). Ты — зачем меня встревожил? Чего тебе надо?
Костылев. Да... мне — ничего... я уйду... если ты такой...
Пепел. Ступай, принеси деньги!
Костылев (уходит.) Экие грубые люди! Ай-яй...
Актер. Комедия!»
Задание 8
Прочитайте отрывок. Определите род и жанр этого литературного произведения.

«Савельич так был поражен моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. “Что же ты стоишь!” — закричал я сердито. Савельич заплакал. “Батюшка Петр Андреич, — произнес он дрожащим голосом, — не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи…” — “Полно врать, — прервал я строго, — подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню”.»
Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).
ЗАБЕРИ ШПОРЫ
Для закрепления распечатай шпоры и поглядывай на них
ПОГНАЛИ :)
Задание 1
Укажите средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Там, где капустные грядки / Красной водой поливает восход…»).
Задание 2
Укажите название изобразительно-выразительного средства, которое используется для одушевления картин природы, наделения их человеческими чувствами и переживаниями («Прячется в садах малиновая слива»).
Задание 3
Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («поле чистом», «свете серебристом»)?
Задание 4
Как называется средство иносказательной выразительности («Сегодня сидишь вот — сердце в железе»)?
Задание 5
Как называется фигура, когда в произведение происходит разделение целостного текста на отдельные фрагменты («Лето. Жара. Пашка мирно спит»)?
Задание 6
Укажите художественное средство, которое предполагает одинаковое начало смежных строк стихотворения («Этот крик и вереницы, / Эти стаи, эти птицы, / Этот говор вод»).
Задание 7
Какие из представленных ниже средств выразительности встречаются в стихотворении А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?

Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

  1. Риторическое обращение
  2. Метонимия
  3. Анафора
  4. Ирония
  5. Эпитет
  6. Сравнение
Задание 8
Какие из представленных ниже средств выразительности встречаются в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нищий»?

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада жажды и страданий.

Куска лишь хлеба он просил,
И взгляд являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою.

  1. Оксюморон
  2. Сравнение
  3. Градация
  4. Анафора
  5. Метафора
  6. Литота
МЫ ПОДГОТОВИЛИ ДЛЯ ТЕБЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
НАЧНИ СВОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЯМО СЕЙЧАС
Выберите кол-во предметов:
Выберите кол-во месяцев:
ПОМОЖЕМ ТЕБЕ ПРИЙТИ К ЦЕЛИ
ООО «ИМПУЛЬС»
ИНН: 7720475650, КПП: 772001001
ОГРН: 1197746464574